Вроде бы, на первый взгляд, ничего интересного и загадочного в таком деле нет. Плотва рыба со смешанным питанием, легко управляемая прикормкой, сыпани сухарей в лунку, укрепи действие прикормки добавкой щепотки мотыля, ставь стояки и набивай себе потихоньку рыбацкий ящик серебристыми рыбками. Так то оно так, однако, есть в особенностях поведения плотвы некоторые моменты, учитывая которые ловля на активную мормышку с ярко выраженной игрой более добычлива и эмоциональна. Основная такая особенность это неуёмная страсть стаек плотвы к перемещению, причём, это не зависит от сезона года, кислородного режима, температуры воды, атмосферного давления и ещё многих факторов на которые менее удачливые рыболовы склонны списывать свои промахи. Вторая особенность вытекает из первой, перемещения по акватории водоёма плотва совершает в разных горизонтах воды, и дно в этом деле не самый важный ориентир, складывается даже впечатление, что плотва ориентируется не по дну, о по льду, держась строго на одной дистанции не от дна, а от льда в не зависимости от глубины. Хорошо зная и изучив эти особенности поведенческой модели плотвы нетрудно и подобрать проводку, какая бы выдала на гора весомый улов в том или ином случае.
Подметив ещё летом, по открытой воде, что плотва неравнодушна к подбрасываниям прикормки и шлепкам её шаров о воду, можно сделать правильный вывод о том, что рыба эта мгновенно реагирует на предметы, погружающиеся в толще воды. Потому то, основа основ проводки на плотву в любых условиях, самая первая попытка найти и соблазнить рыбу на поклёвку, это проводка на опускание. Облов начинается с нижней кромки льда с постепенным стравливанием лески для обнаружения глубины позиционирования рыбы, её горизонта. Лучше всего плотва реагирует просто на неспешное опускание приманки, а если рыбка промахнулась впопыхах, необходимо мормышку остановить. Во время оттепелей приходится «прокачивать» всю водную толщу опускающейся мормышкой, благо в такое время плотва выходит на глубины до двух метров. В отличие от опускания мормышки медленного её подъёма плотва не любит.
Поднимать мормышку нужно весьма живенько с большой частотой и остановкой в самой верхней точке подъёма, после которого следует сброс мормышки вниз сантиметров на пять. Тут следует понимать, что высоким подъёмом с быстрой игрой плотва только привлекается к мормышке, решение об атаке возникает у рыбы во время остановки приманки, а уж если она «просядет» вниз после пика подъёма, инстинкт не даст плотве ни единого шанса отсидеться в сторонке. Особо нужно сказать о ловле «в дно». Крупная плотва высоко в толщу воды не идёт, вытащить её туда может только мелкая чёрная мормышка, быстро уходящая с мелкой дрожью ото дна. После такой проводки крупнячок ждёт не дождётся эту мормышку к себе на дно в гости, чтобы мигом слопать её, лишь только она коснётся дна. Иногда и не мигом, а с задержкой, во время которой рыболов должен указать плотве на мормышку на дне слабым пошевеливанием её там. Частенько, во время низкой активности рыбы, плотва клюёт исключительно со дна на неподвижную мормышку. Только, опять же, показать мормышку с наживкой на дне или возле него надо незамысловатой, какой угодно игрой или её подобием, и надолго замереть в ожидании поклёвки. Всё, о чём сказано выше, результаты исследований на протяжении многих сезонов, изюминки, так сказать, плотвиной ловли. Применялись они тогда, когда плотву трудно было расшевелить на поклёвку. В остальное же время плотва очень неприхотлива и клюёт при любом появлении чего-нибудь съедобного или его напоминающего в лунке.